Новые археологические данные свидетельствуют о том, что во время последнего ледникового периода на месте Персидского залива возможно существовали человеческие поселения. Джеффри Роуз из Бирмингемского университета (Британия) интерпретирует находки каменных орудий на территории сорока ближневосточных археологических памятников как указание на то, что аравийский континентальный шельф был заселён во время ледникового периода и что обитатели Аравийского полуострова и близлежащих регионов, появившиеся словно бы ниоткуда в начале голоцена, в действительности пришли из затопленных ныне районов, сообщает Компьюлента.
Исследователь отмечает заметное увеличение количества поселений в районе нынешней береговой линии Персидского залива с середины VII по конец V тыс. до н. э. Возможно, это результат волны переселений, вызванной затоплением некогда обитаемой территории ок. 8 тыс. лет назад.
Одним из «невесть откуда взявшихся» народов были шумеры, расселившиеся в IV тыс. до н. э. в нижнем течении Тигра и Евфрата.
Роберт Картер из Оксфордского университета им. Брукса (Великобритания), готов оспорить связь, которую Роуз увидел между инструментами каменного века и артефактами шумерской цивилизации: «Только если полностью отрицать преемственность технологии изготовления каменных инструментов из поколения в поколение, можно говорить о единых корнях населения Южной Месопотамии и Восточной Аравии, находящихся в бассейне Персидского залива. Лептолитическая индустрия первой (для получения режущего края камень оббивали только с одной стороны) имеет мало общего с аравийской бифациальной традицией (камень оббивали с обеих сторон, чтобы получить симметричный режущий край), распространённой на полуострове как раз 8–6 тыс. лет назад».
Но Джеффри Роуз не унывает, завершая своё исследование предположением, что ближневосточные мифы о райском саде и великом потопе имеют в своей основе смутные воспоминания о существовании цветущих поселений на берегах Персидского залива, которые были уничтожены водой.
На карте, составленной Джеффри Роузом, показано расположение находок орудий труда, которые натолкнули его на интересную мысль