Хозяйственная деятельность человека усложнялась, и появилась необходимость в более совершенных инструментах, особенно с качественно отделанными режущими кромками. Изготовление таких инструментов требовало новых приемов обработки камня. Примерно 8 тысяч лет назад были освоены техники пиления, сверления и шлифовки. Это была настоящая революция в развитии общества.
Человек научился пилить, заметив, что нож с зазубринами режет лучше, чем гладкий. Самая древняя примитивная пила, найденная археологами, сделана целиком из кремня. Работать с такой пилой было достаточно тяжело, требовались большие физические усилия, но зато с ее помощью можно было распилить дерево или кость.
Распилка камня отнимала гораздо больше времени и сил. Пила представляла собой кремневую зубчатую пластину. В процессе работы под пилу подсыпали влажный кварцевый песок. Сквозное пиление не практиковалось — мастер делал глубокий надпил, а затем ударом деревянной колотушки разламывал камень. С помощью даже таких примитивных приемов у человека появилась возможность получать изделия правильной геометрической формы, а это было чрезвычайно важно при изготовлении инструментов.
Одновременно с пилением развивалась и техника сверления камня. Проделывание отверстий в камне было необходимо для изготовления составных инструментов. Уже тогда было замечено, что самыми удобными и прочными топорами были инструменты, в которых рукоятка была плотно вбита в отверстие каменной рабочей части, а не привязана к ней.
Но как выполнить отверстие правильной формы в твердом камне? Первым шагом к получению ответа стал… процесс добывания огня (при трении торца одной палки в углублении другой во время вращения), что и послужило толчком к освоению приема сверления. Скорее всего, древний мастер обнаружил, что если вращать в деревянном углублении каменный пробойник, то высверливание требует относительно меньших усилий. Еще одним неоспоримым достоинством метода сверления было то, что с его помощью можно было выполнять отверстия в твердых и хрупких материалах. Первое сверло, по-видимому, представляло собой палку с закрепленным каменным острием, которую мастер просто вращал между ладоней.
В эпоху неолита был изобретен лучковый способ, при котором вращение сверла достигалось за счет движения своеобразного лука. Смысл этого способа состоял в том, что на сверло наматывался длинный шнур, концы которого соединялись с помощью изогнутой палки. Одной рукой мастер двигал «лук», а другой сверху прижимал сверло.
Позже каменное сверло заменили полой костью крупного диаметра. Внутрь кости насыпали кварцевый песок, который играл роль абразива. Во время работы песок высыпался из сверла и ускорял сверление камня.
Качество отверстия и скорость работы зависели от силы давления на сверло, поэтому были изобретены искусственные утяжелители.
Когда, кроме пиления и сверления, человек овладел техникой шлифовки камня, это был значительный прогресс, поскольку теперь обрабатываемому изделию можно было придать любую форму. С помощью шлифовки можно было удалять ненужный материал с той или иной стороны заготовки небольшими и ровными слоями. Теперь стало возможным создание изделий правильных геометрических форм с гладкой поверхностью.
Шлифовка позволила обрабатывать камни любой формы, структуры и твердости. Вначале заготовку просто терли о шершавый камень. Затем между заготовкой и шлифовальным камнем стали подсыпать влажный кварцевый песок, что заметно ускоряло процесс обработки.
Последней был освоена мокрая шлифовка: шлифовальную плиту обильно поливали водой. Теперь время обработки даже очень твердого материала сокращалось до нескольких часов.
Для окончательной отделки и полировки древние мастера иногда применяли очень мелкий пемзовый порошок, который наносили на заготовку с помощью кусочка кожи. Искусство полировки было отточено до такого мастерства, что в некоторых местах практиковалось производство каменных зеркал, пригодных для использования (на Гавайях такие зеркала делали из базальта, в доколумбовой Мексике — из обсидиана).
Шлифование и полировка стали последними этапами в истории обработки камня.