Этот закон называется «Теория ошибочной идентификации», и гласит он, что ни одно открытие не носит имя того ученого, который его сделал.
Что интересно — получается, если закон Стиглера справедлив, то сама его формулировка утверждает, что выведен он был не Стиглером. Объясняя, что название закона принадлежит великому социологу Роберту Мертону, Стиглер отмечает, что закон подтверждается даже его собственным примером, то есть применим и к самому себе.
Но чем же объясняется закон Стиглера? Можно начать с посылки Мертона: «Все научные открытия совершаются не в одиночку». Тогда действительно возможно, что любое открытие неизбежно получает имя в честь не того из многочисленных открывателей. Но на этом банальном наблюдении закон Стиглера не останавливается. Возьмем, к примеру, теорему Пифагора. Пифагор не только не был одним из открывателей, теорема эта была известна до него, а доказана после него. Пифагор не знал даже о ее геометрическом значении.
Оказывается, что такая ошибка в наименовании отнюдь не редкость. Вот несколько примеров.
Бактерия сальмонелла, являющаяся причиной острых кишечных инфекций человека и животных, была открыта в 1885 году Теобальдом Смитом, сотрудником лаборатории Даниэля Салмона, известного в XIX веке специалиста по ветеринарии. Сальмон никакого отношения к этой работе не имел, однако все лавры достались ему.
Проказа, описанная еще в Библии, получила в XIX веке официальное название болезни Гансена по имени норвежского врача Герхарда Хансена, который выделил бактерию Mycobacterium leprae в 1873 году, но никаких доказательств того, что именно она является причиной проказы, не привел. Это сделал позже, в 1880 году, Альберт Нейссер.
Формула Кардано. О запутанной истории формулы решения кубических уравнений мы уже поговорили. А еще о двух, уже не математических, а чисто технических решениях, связанных с этим именем, разговор впереди.
Теорема Безу. Вполне возможно, что ее впервые сформулировал Исаак Ньютон в 1665 году. Суть доказательства была представлена Колином Маклореном (примерно в 1720 г.) и Леонардом Эйлером, а также Этьеном Безу (уже в 1750 г.). Однако «доказательство» Безу было неверным. Первое же исчерпывающее доказательство принадлежит Жоржу-Анри Альфану (1870 г.).
Правило Крамера. Оно названо в честь Габриэля Крамера (1704—1752), который опубликовал это правило в своей работе 1750 года Introduction `a l’analyse des lignes courbes algе´briques («Введение в анализ алгебраических кривых»). Только Колин Маклорен также опубликовал данный метод в своем Treatise of Algebra («Трактате по алгебре») в 1748 году и, вероятно, знал о нем еще в 1729 году.
Ряд Маклорена. Ряд Маклорена назван в честь Колина Маклорена, профессора в Эдинбурге, который опубликовал этот частный случай ряда Тейлора в 1742 году, но никогда не утверждал, что открыл его.
Теорема Стокса. Она названа в честь сэра Джорджа Габриэля Стокса (1819—1903), хотя первая известная формулировка теоремы принадлежит Уильяму Томсону (лорду Кельвину) и приведена в его письме Стоксу. Теорема получила свое имя благодаря привычке Стокса спрашивать ее на экзаменах в Кембридже, а в 1854 году он попросил своих студентов доказать теорему на экзамене. Правда, неизвестно, был ли кто-либо в состоянии это сделать.
В общем, похоже, что Стиглер прав: никогда нельзя утверждать, что если открытие имеет персональное наименование (например, Пифагоровы тройки или Америка), то оно совпадает с именем первооткрывателя. Скорее, верно обратное: это всегда имя какого-то другого человека. Америка же не называется Колумбией, хотя открыл ее Колумб.
Изобретение имеет свой алгоритм: гений, навязчивая идея, интуитивная прозорливость и собственно озарение. Сочетание этих четырех составляющих временами бывает самым неожиданным. Гений в науке не тот, кто делает то, что не может сделать никто другой. Гений — это тот, кто сделал то, что пытались сделать другие. То есть не уникальный, а просто самый эффективный носитель озарения.