Как спят крокодилы?
Долгое время человечеству не давала покоя проблема крокодиловых слез. Ответ оказался весьма необычным, хотя и лишенным какой бы то ни было сентиментальности: вместо того чтобы плакать, эти кровожадные звери глазами потеют.
Недавно группа американских ученых из университета в Хьюстоне заинтересовалась еще одной стороной крокодильей жизни — сном. Выяснилось, что и здесь — все не как у людей.
У нас, равно как у прочих млекопитающих и у птиц, сон делится на две чередующиеся по нескольку раз за ночь (или — в зависимости от привычек — за день) фазы. Во время медленного сна мы спим по-настоящему глубоко, снижается наша физиологическая активность, замедляются дыхание и ритмы сердца. В фазе же быстрого, или парадоксального, сна мы вертимся, крутимся, храпим, быстро шевелим глазами и главное — смотрим яркие, увлекательные, порой фантастические сны.
У крокодилов — опыты, которые описывает журнал «Comparative Biochemistry and Physiology», ставились на южноамериканских кайманах, — стоило их убаюкать в теплой ванне, как и полагается, наступал медленный сон. Однако сколько бы животные ни спали, до быстрого сна дело так и не доходило. В течение всего «тихого часа» глаза их оставались в покое, не было признаков и посапывания. Судя по электроэнцефалограммам, не похоже также, чтобы крокодилам снились сны.
Но то, что крокодилы спят без сновидений, далеко не самый интересный вывод из экспериментов. Важно другое: если эти «живые ископаемые», просуществовавшие практически без изменений 180 миллионов лет с юрского периода, бесхитростно спят в одну фазу, то можно предположить, что наша современная модель сна сформировалась на более позднем этапе эволюции. Хорошо бы еще только узнать: зачем нам потребовалась эта перестройка?