Эволюционная теория: Чарльз Дарвин, Альфред Рассел Уоллес, Карл Рулье
Уже стало привычным, что теорию эволюции живых существ называют «теорией Дарвина», по фамилии ее создателя — Чарльза Роберта Дарвина. Однако в Западной Европе и в США ее именуют по-другому: «теория Дарвина—Уоллеса».
Кто такой этот Уоллес и почему его имя ставят рядом с именем великого исследователя? Альфред Рассел Уоллес родился на 12 лет позже Дарвина и на 31 год пережил его. Он был натуралистом, зоологом, антропологом и основателем зоогеографии, в позапрошлом столетии его известность в научном мире не уступала популярности Дарвина.
Но соавтором Дарвина Уоллес не был. Сейчас это принято называть «независимой формулировкой». Альфред Рассел Уоллес на основе самостоятельных наблюдений пришел к тем же выводам, что и Дарвин. Причем примерно в то же время. И это поставило Дарвина перед весьма сложным выбором.
Чарльз Дарвин, по отзывам современников, был весьма ленив, чрезвычайно пунктуален и педантичен. Возможно, именно поэтому он и писал свой главный труд так долго: с 1837 по 1859 год. Кроме того, Дарвин был на редкость неорганизованным человеком — постоянно все терял, забывал, путал. А к тому же отличался некоторой мнительностью и неуверенностью в себе — по воспоминаниям друзей, он мог многократно читать им какой-нибудь отрывок из своего труда и даже после множества восторженных отзывов все равно сомневался в том, удачно ли изложил свои мысли.
Однако, что важно для ученого, Дарвин был необычайно аккуратен во всем, что касалось фактических доказательств. В сочетании с мнительностью это свойство дало интересный эффект — ему все время казалось, что доказательств не хватает. Поэтому он изучал все новые и новые факты из разных областей биологии, геологии и географии, что в конечном итоге и задержало его труд.
Свои первые соображения о естественном отборе и происхождении видов Дарвин записал в дневнике еще в 1837 году. Позже упомянул об этом уже в работе 1845 года, но поверхностно. В сокращенном варианте теория эволюции была изложена им в 1855 году в письме к американскому ботанику А. Грею, однако тогда Дарвин не захотел ее публиковать. И только после многочисленных бесед с друзьями и переписки с учеными того времени сэр Чарльз приступил к работе над обширной монографией о происхождении видов путем естественного отбора — на этот раз уже именно для опубликования. Произошло это в 1856 году.
Восемнадцатого июня 1858 года Дарвин получает письмо от малоизвестного исследователя Уоллеса. В послании излагалась… теория эволюции путем естественного отбора. Причем Уоллес, обращаясь к Дарвину как к уважаемому и авторитетному ученому, просил его представить эту работу на ближайшее заседание Линнеевского общества в Лондоне. А это означало, что монография будет сразу же опубликована и теория Уоллеса станет известной в научных кругах.
Дарвин высоко оценил работу коллеги и поразился тому, насколько совпадают версии его и Уоллеса. «Какое поразительное совпадение! — писал об этом великий ученый своему другу геологу Чарльзу Лайелю. — Если бы Уоллес видел мою магистерскую диссертацию 1842 года, я бы сказал, что он не мог сделать лучшего резюме для нее». Но в то же время Дарвин как ученый очутился перед самым непростым выбором в своей жизни. Ведь если он выполнит просьбу, то именно Уоллес окажется первооткрывателем естественного отбора и все лавры создателя теории эволюции достанутся ему. А монография, в которую он вложил столько сил, станет никому не нужна.
Итак, логичнее было бы не посылать работу Уоллеса на это заседание. Или, по крайней мере, послать после публикации своей монографии. А такая возможность у сэра Чарльза была, о письме Уоллеса никто не знал. Но если бы Дарвин так поступил, он потерял бы право называть себя честным человеком.
Некоторое время Дарвин раздумывал над тем, как ему следует поступить в данной ситуации. Не придумав ничего путного, решил посоветоваться с друзьями — Чарльзом Лайелем и Джозефом Гуккером. Те посоветовали ему быстрее закончить свой труд и представить на заседании общества, которое должно было состояться первого июля, обе работы одновременно.
Сэр Чарльз так и поступил, попросив к тому же секретаря Линнеевского общества о том, чтобы работа Уоллеса была зачитана первой. Более того, он послал на заседание свой сокращенный вариант теории эволюции — тот, что изложил Грею в 1855 году. Таким образом Дарвин хотел максимально уравнять шансы и не дать своей версии ни одного преимущества.
Согласимся, это был и весьма благородный, и весьма смелый поступок. Дарвин рисковал многим: очень вероятным был вариант, что после заседания на слуху у всего сообщества ученых останется имя Уоллеса, а на его работу никто не обратит внимания. Тем не менее он не мог поступить иначе — честное имя было для него важнее славы первооткрывателя. И это как раз и вызывает искреннее восхищение — мало кто из ученых поступил бы так же, как Дарвин.
Пикантности ситуации придает тот факт, что на заседании общества и та и другая работы были признаны весьма интересными и достойными внимания. Сам же Уоллес, ознакомившись с сообщением Дарвина и восхитившись его более четкой аргументацией, заявил, что и не думал напрашиваться в соавторы или оспаривать приоритет, который безоговорочно должен быть признан за Дарвином. Растроганный сэр Чарльз написал тогда, что будет счастлив, если Уоллес разрешит ему в будущей монографии сослаться на его труд. Уоллес, конечно же, разрешил, отметив, что это для него великая честь.
В дальнейшем ученые временами не сходились друг с другом в различных аспектах: Уоллес, например, не считал убедительной версию Дарвина о происхождении человека от обезьяноподобных предков. Но оба всегда относились друг к другу с уважением. Дарвин весьма высоко ценил работы Уоллеса по зоогеографии и способствовал их популяризации. Уоллес продвигал монографию Дарвина по теории эволюции (вышедшую в 1859 году), подчеркивая приоритет сэра Чарльза. Кстати, именно Уоллес является автором термина «дарвинизм».
Но, разумеется, широкая общественность не осталась в стороне: теория была настолько смелой и логичной, что после смерти обоих ученых неблагодарные потомки неоднократно предпринимали попытки обвинить Дарвина в плагиате! Будто бы он, получив письмо Уоллеса, нарочно медлил две недели, чтобы пересмотреть в свете идей коллеги свою точку зрения, которая к тому времени была якобы слабо аргументированной. Однако историки науки, занимающиеся изучением наследия Дарвина, всегда называли эти нападки безосновательными, обращая внимание на то, что работа, представленная на памятное заседание Линнеевского общества, мало чем отличалась от той версии, которая была изложена ранее в письме к Грею. Кроме того, Дарвин не воспользовался ни одним из фактических доказательств, приведенных Уоллесом.
Эта история — редкий пример, когда честь ученого становится для него выше приоритета в открытии. Однако был еще один ученый, который имел основания претендовать на этот приоритет. Теория могла бы стать известной на несколько лет раньше. И автором ее в таком случае считался бы другой человек — Карл Францевич Рулье. Но косность и невежество властей Российской империи помещали блестящему ученому и талантливому педагогу осуществить свои замыслы.
Карл Рулье родился в 1814 году в Нижнем Новгороде. После обучения в пансионе поступил в Медико-хирургическую академию, которую окончил с отличием. Потом несколько лет служил врачом в Ряжском драгунском полку. Однако медицина не привлекала молодого человека — его больше интересовали зоология и геология. В 1837 году он принимает предложение президента Московской медико-хирургической академии стать репетитором при этом учебном заведении. В том же году Рулье защищает докторскую диссертацию и получает право преподавать студентам Академии естественные науки — ботанику, зоологию и минералогию.
Рулье оказался блестящим преподавателем, студенты его обожали. Все, кто слышал его лекции, отзывались о них как о чем-то неординарном. Карл Францевич не просто пересказывал студентам программу курса, изложенную в пособиях, — он постоянно устраивал дискуссии, иллюстрировал лекции примерами из собственных исследований. А в 1840 году он был приглашен в Московский государственный университет. Через два года его утверждают профессором кафедры зоологии, что позволило ему не только работать со студентами, но и заниматься исследованиями.
Карл Францевич вел активную научную деятельность: с начала 1840-х годов вместе со своими учениками проводил геологическое и палеонтологическое обследование Подмосковья, результатом которого стала книга «О животных Московской губернии» (1845 г). Но этим его интересы не ограничивались — Рулье изучал взаимосвязь живых существ с окружающей средой, сезонные явления в живой природе, предлагал проекты по акклиматизации в России разных полезных для человека животных и растений, описывал новые виды и составлял весьма ценные коллекции.
Важно отметить, что Рулье был не только выдающимся ученым и преподавателем, но и популяризатором науки. Он читал публичные лекции, на которые собиралась московская молодежь. Великий физиолог, первооткрыватель безусловных рефлексов И. М. Сеченов, который посещал их в студенческие годы, писал: «Тогда восторги были обращены в сторону профессора зоологии Рулье, который любил философствовать на лекциях и читал очень красноречиво».
Кроме того, Карл Францевич несколько лет возглавлял Московское общество испытателей природы, основал первый в России регулярный научный журнал «Вестник естественных наук», чьим главным редактором оставался до самой смерти. В этом журнале публиковались статьи по самым различным дисциплинам — биологии, геологии, медицине, физике и химии. Напечататься в нем считалось весьма почетно, это означало признание работы всем научным сообществом. Иностранные ученые давали «Вестнику» самые высокие оценки.
С 1847 года в прессе появились статьи, которые иначе как нападками назвать сложно. Ученого обвиняли в развращении молодежи, пропаганде вольнодумства и атеизма. Поначалу Рулье не обращал на это внимания, однако от него как от репетитора стали отказываться многие аристократы, чьих детей он обучал естественным наукам. А для Карла Францевича, который, в отличие от наследника большого состояния Чарльза Дарвина, жил лишь на университетскую зарплату, это было серьезным ударом.
Будучи ученым до мозга костей, Карл Рулье, несмотря ни на что, продолжал свой научный поиск. Результатом этой работы стало то, что Рулье, по сути, предварил открытия Чарльза Дарвина. Обобщив и сопоставив палеонтологические данные с собственными наблюдениями, он понял, что все живые существа вынуждены постоянно приспосабливаться к условиям окружающей среды для того, чтобы выжить и оставить потомство. Именно в результате таких приспособлений и появляются новые виды.
Это была в чистом виде теория эволюции, сформулированная Рулье на несколько лет раньше Дарвина и Уоллеса — еще в середине XIX века. Сам термин «естественный отбор» он не употреблял, однако достаточно точно описал механизм его действия. Все свои открытия Рулье изложил в книге «Жизнь животных по отношению ко внешним условиям», которую закончил в 1852 году.
Теорию Рулье, как это неоднократно бывало в России, «зарубило» правительство. Перед тем как ее обнародовать, Карл Францевич предварил ее выход статьей с кратким изложением. Эта работа, называвшаяся «О первом появлении растений и животных на земле», была опубликована в газете «Московские ведомости» в начале 1852 года. После ознакомления со статьей (а также с множеством доносов, где описывались лекции Карла Францевича) министр народного просвещения князь П. А. Ширинский-Шихматов отправил циркулярное письмо попечителю Московского учебного округа В. И. Назимову, в котором требовал приостановить преподавательскую деятельность «безбожного профессора».
И с этого момента началась настоящая травля. Выпуск книги был отложен. Ректор и декан Московского университета получили предписание о «строгом и неупустительном наблюдении за университетскими лекциями» Рулье. Попечителю Московского учебного округа генералу В. И. Назимову было предложено «обращать особое внимание на преподавание этого профессора, посещая неожиданно и выслушивая внимательно его лекции». За «опасным» профессором был установлен негласный надзор, его статьи не принимались в газеты, а на лекциях стали появляться тайные агенты, неустанно записывающие каждое слово Рулье. Весной 1858 года, после четырех лет жесточайшей травли и бесплодных попыток отстоять свою правоту, Карл Францевич скончался от инсульта во время прогулки. Ему было всего 44 года. Многие из его работ остались неопубликованными и дошли до нас лишь благодаря стараниям учеников. А книга, которую он считал своей главной работой, оставалась в списках запрещенных еще до середины 60-х годов XIX века. После она смогла увидеть свет, но было уже поздно — через год после смерти Карла Францевича весь мир узнал о теории эволюции путем естественного отбора из работ Чарльза Дарвина и Альфреда Уоллеса.
Возможно, идеи действительно носятся в воздухе. Но как же важно не мешать талантливым людям их улавливать и развивать!