Защитники религии упорно твердят о самостоятельном существовании не зависящей от тела «души», якобы дарованной человеку богом и продолжающей свое существование в «загробном мире». Тело это-де временное обиталище души, которая будто бы представляет собой божье дыхание, частицу божества и потому бессмертна. Кроме того, она якобы непознаваема средствами науки.
Между тем уже факты обыденной жизни свидетельствуют против религиозных взглядов на «душу». Каждому известно, что при повреждении мозга (ранение головы, сотрясение мозга и т. п.) человек теряет сознание. Это наглядно подтверждает наличие связи тела и «души», нервной системы и психики. Специальные научные наблюдения и опыты говорят о том же. Ученые например, удаляли хирургическим путем большие полушария головного мозга у собак. После такой операции животные впадали в сонное состояние, бродили по помещению, натыкаясь на стены и вещи, не реагировали на звук и свет, не могли сами принимать пищу и т. п. Иными словами, собаки с удаленными большими полушариями лишались способности к основным психическим функциям. Науке известны и такие случаи, когда ребенок рождается с недоразвитой нервной системой, в частности без больших полушарии головного мозга (микроцефалия). Подобные уродства имели место, например, в районах Японии, подвергшихся в конце минувшей мировой войны атомной бомбардировке. Дети-микроцефалы отличаются физической неразвитостью, полным безразличием к окружающему, отсутствием основных психических функций и обычно скоро умирают.
Наконец, учеными накоплен огромный материал по разрушениям (или нарушениям) в силу тех или иных причин (болезней, травм и т. д.) различных участков или отделов головного мозга. И всегда повреждению определенного участка соответствует выпадение, прекращение строго определенных психических функции, элементов сознания. Например, при ряде нарушений левой височном извилины происходит потеря речи или человек перестает понимать значение слов.
Таким образом, многочисленные факты подтверждают научное, материалистическое положение о теснейшей связи «души», психики, сознания с мозгом, а значит, и со всем телом, так как сам мозг не существует и не может существовать вне организма, ибо получает от него питание, кислород и т. д. Но ученые пошли гораздо дальше простого установления зависимости сознания от мозга, «души» от тела. Благодаря работам И. М. Сеченова и И. П. Павлова была основана и начала успешно развиваться материалистическая наука о психической деятельности человека. И это привело к окончательному краху мифа о «божественной душе».
Учение И. П. Павлова
Ученым давно были известны такие явления, как рефлексы. Типичным рефлексом является, например, отдергивание руки при уколе о какой-либо острый предмет. От места укола к определенному участку мозга по проводниковым нервам передается соответствующее раздражение, а из мезга идут ответные сигналы к тем или иным мышцам, вызывающие нужное движение. Следовательно, рефлекс представляет собой закономерную реакцию организма на внешние воздействия, которая происходит при посредстве нервной системы.
Считалось, что рефлексы — это простейшие реакции, осуществляющиеся только через спинной мозг и не связанные с психической жизнью. И. М. Сеченов впервые открыл рефлексы головного мозга и выдвинул идею о том, что «все психические акты по способу своего проявления суть рефлексы». Многочисленные факты подтвердили правильность этой идеи. Было установлено, что связь животного и человека с окружающим внешним миром реализуется именно в порядке рефлексов, а сами они являются средством приспособления организма к условиям жизни. Всякий рефлекс вызывается внешними обстоятельствами, внешними материальными воздействиями и обусловливается определенным состоянием нервной системы, определенными изменениями в нервном веществе. Значит, не «божественная душа», а внешняя среда через нервную систему направляет деятельность высокоорганизованных существ.
Развивая идеи Сеченова И. П. Павлов создал материалистическое учение о высшей нервной деятельности животных и человека, вскрыл ее механизм и основные закономерности.
Рефлексы, о которых говорил И. М. Сеченов, являются врожденными, протекают автоматически и отличаются сравнительным постоянством (акт сосания у новорожденного, мигание глаз при замахивании рукой и т. д.). Они были названы И. П. Павловым безусловными. Однако к этим рефлексам (и их сложным формам — инстинктам) нельзя свести всю высшую нервную деятельность. В жизни животного и тем более человека бывает много самых разнообразных ситуаций и положений, которые непрерывно меняются и потому требуют более точной ориентировки, более гибкого и тонкого приспособления, уравновешивания организма со средой. Это достигается путем образования целой системы условных рефлексов, открытых И. П. Павловым.
Примером образования условного рефлекса может служить кормление собаки, регулярно сопровождаемое звонками или каким-нибудь иным раздражителем, не имеющим в обычных условиях непосредственного отношения к пище. Если такое кормление производится несколько раз, то у животного слюна начинает выделяться не только во время еды (безусловный рефлекс), но и от одного лишь звонка, света лампочки и т. д. В мозгу собаки возникла новая связь между раздражениями от этих сигналов и раздражениями от пищи, или, иначе, условный пищевой рефлекс на звук, свет и т. п. Он является временным, ибо, не подкрепляясь безусловным раздражителем — пищей, угасает, затормаживается и в конце концов исчезает совсем, как бесполезный.
Но если условный рефлекс оказывается жизненно важным для организма, постоянно сигнализирующим о наличии пищи, опасности или других столь же существенных явлениях, то он не только сохраняется у данной особи до конца ее жизни, но и может при определенных условиях закрепиться по наследству и превратиться в безусловный, врожденный рефлекс. Непрерывно образующиеся в естественной обстановке различные условные рефлексы и составляют вместе с безусловными рефлексами основное содержание высшей нервной деятельности, общей, как подчеркивал И. П. Павлов, у человека и животных. То, что механизм этой деятельности является именно общим для всех высокоорганизованных существ, опровергает утверждения церковников о наличии «души» только у человека.
Материальная основа сознания
Конечно, при всем сходстве высшей нервной деятельности животных и человека здесь имеются и существенные, качественные различия. Но они вызваны не сверхъестественными причинами, а тем, что люди являются прежде всего общественными, а не только биологическими существами. Человек, в отличие от животных, производит нужные ему жизненные блага в процессе труда, живет в коллективе. Его деятельность подчиняется в первую очередь социологическим закономерностям, которых нет и не может быть в животном мире; биологические же законы играют в жизни людей подчиненную роль. Все это сказалось и сказывается на формировании и развитии человеческой психики, обусловливает качественно более высокую ее ступень по сравнению с психикой животного. И. П. Павлов установил, что у людей к условным рефлексам, выработанным на звуковые, световые и прочие сигналы непосредственно из окружающей действительности (первая сигнальная система), прибавляются еще условные рефлексы, выработанные на слышимые и видимые слова, которые представляют собой сигналы первых сигналов (вторая сигнальная система). Это-то и отличает весьма существенно в физиологическом плане человеческую психику от животной, делает ее несравненно богаче, многостороннее, тоньше, гибче.
Таким образом, наукой доказано, что условные рефлексы у высших животных и человека, вся психика в целом была бы невозможна без воздействия внешней среды и без наличия головного мозга, особенно коры его больших полушарий, где в основном сосредоточены условнорефлекторные связи. Сотни и тысячи подтверждающих это опытов и наблюдений позволили И. П. Павлову сделать вывод о том, что «психическая деятельность есть результат физиологической деятельности определенной массы головного мозга». Сознание следовательно, имеет материальную основу. Оно является продуктом деятельности материального органа, целиком определяется протекающими в нервной системе и во всем организме материальными процессами, а также отношениями между организмом и окружающей его средой. Значит, никакой самостоятельной, отдельной, не зависящей от тела и богом созданной бессмертной «души» нет и не может быть. Психика прекращает свое существование, как только перестает работать мозг.
Что касается исторического происхождения сознания и отдельных его элементов (ощущений, восприятий, эмоций, памяти, безусловных рефлексов, инстинктов и т. п.), то и этот вопрос решается наукой не в пользу религии. Специальные отрасли естествознания — зоопсихология, физиология органов чувств, сравнительная анатомия и физиология и др. — изучают, как естественным образом в ходе эволюции формировались и развивались зачатки психики. При этом установлено, что все элементы сознания неизбежно связаны с наличием определенного материального субстрата (основания) — «живой» материи, нервных клеток, нервной системы, мозга — и чем сложнее этот субстрат, тем совершеннее нервная деятельность и поведение животного организма.