Старинный дом XIX века рядом с Благовещенским мужским монастырем в древнем Нежине принадлежал когда-то настоятелю обители — известному церковному деятелю Виктору Черняеву. Именно с его именем связывают расцвет и возрождение монастыря после страшного пожара, который разразился здесь в конце XVIII века. Сам Виктор Черняев был уроженцем Черногории, родился в купеческой семье, его родители мечтали, что сын получит образование в Вене. Но по дороге в Австрию будущий архимандрит направился в Киев и там поступил в духовную академию. Так начался его быстрый подъем по карьерной лестнице, а уже в 1803 году Виктора Черняева назначают настоятелем мужского монастыря в Нежине.
Власти не спешили выделять деньги на возрождение обители после пожара, и строительство велось в основном за собственные деньги нового настоятеля, хотя частично расходы покрывались благотворительными пожертвованими. Несмотря на такую благородную деятельность, вскоре в жизни настоятеля настала черная полоса: конфликт с новым черниговским архиепископом, немилость у высшего церковного начальства и, как результат, смещение Черняева с поста настоятеля. В городе поговаривали, что особняк игумена очень уж приглянулся новому монастырскому начальству и прежнего настоятеля фактически выкинули на улицу из собственного жилья. Видимо, не снеся такой незаслуженной обиды и забыв, заповеди прощения врагов, Черняев проклял дом и всех его обитателей, чтоб неповадно было новым хозяевам-самозванцам посягать на чужое и плести подлые интриги.
С того самого времени и начали происходить здесь странные вещи — из разряда тех, которые наши предки объясняли шалостями нечистой силы. В доме среди ночи сами собой начали раскрываться и хлопать окна, скрипеть половицы… Жить там стало невесело, и новые хозяева, наверное, не раз пожалели, что несправедливо обидели игумена. А Виктор Черняев тем временем уехал из Нежина на родину, в Черногорию, прокляв «на прощание» не только дом, но и сам монастырь. Сказал, что не просуществует эта обитель больше ста лет. Так и случилось: началась Октябрьская революция, и Благовещенский монастырь закрыли. Вернулись сюда монахи только в 1999 году. Но спокойная и мирная жизнь так и не наладилась. Как рассказывают местные жители, в монастыре то и дело возникают какие-то ссоры и конфликты, монахи разбегаются, и опять обитель приходит в упадок. Неужели все еще тяготеет над монастырем проклятье старого игумена?
Оказывается, дом возле Благовещенского монастыря знаменит еще одним проклятьем. Вторая его часть, пристроенная позднее, принадлежала богатым нежинским грекам. Они наняли на строительство местных мастеров, те выполнили все работы по договору, а когда пришло время рассчитываться, хозяин обещанных денег пожалел. Заплатил так мало, что мастера обиделись и решили отомстить скупым хозяевам. Надо сказать, что строители с давних пор в народе считались сильными чародеями: они могли не только дом построить, но и отомстить хозяину за обиду. И причем отомстить очень оригинально: «подсадить» в дом злого духа — кикимору. Местные жители говорили, правда, что у нежинских мастеров и без всякого колдовства находилось оружие на скупых заказчиков: достаточно было вмуровать в стену горлышко от бутылки, и страшные завывания ветреными ночами были обеспечены.
Неизвестно, что придумали строители на этот раз, но благодаря обиженным мастерам в доме появился дух, который не давал хозяевам никакого покоя. Он хлопал окнами и бегал по чердаку со страшным грохотом. Но хуже всего, что проклятие коснулось и самого хозяина: он умер бездетным.
Нынешние хозяева «проклятого» дома тоже страдают от проделок кикиморы и даже некоторым образом приобрели известность. Не раз в «дом с привидениями» приезжало телевидение, чтобы отснять удивительный феномен. Но вот незадача — все время какие-то неполадки с техникой: то звук пропадет на уже отснятом материале, а то и вовсе изображение отсутствует. Видимо, привидения к публичности не стремятся и журналистов почему-то недолюбливают.
Рассказывают также, что в проклятом доме почему-то никак не приживаются мужчины — болеют и умирают. А вот женщины, наоборот, чувствуют себя прекрасно, особенно представительницы творческих профессий. Может, не зря говорят, что все женщины все-таки чуточку ведьмы, потому и с нечистью они на «ты».