О немалой опасности своей профессии хорошо знают археологи, которым, по самому роду своей деятельности приходится иметь дело с погребениями. На раскопках часто творятся странные вещи. Например, сны археологов там часто бывают пророческими. Не раз пожилые опытные археологи рассказывали молодежи, что им самим нередко на раскопках древних могил снились погребенные там люди. Покойники, например, могли показывать предметы своего труда и быта, которые через какое-то время обнаруживались в погребениях.
Так, существует предание о том, что известному немецкому предпринимателю и археологу-любителю Генриху Шлиману, нашедшему античную Трою, в ночь накануне того, как был найден знаменитый золотой клад, — явился бородатый царь (видимо, правитель Трои Приам), который объяснил, где именно спрятана сокровищница.
Гастон Масперо, раскопавший в XIX веке немало гробниц в Долине Царей, признавался, что многие свои находки сделал под руководством приснившихся ему древних египтян.
Найденное неолитическое поселение VIII тысячелетия до н. э. в Чатал-Хююке (Турция) навевало археологам сны о людях с раскрашенными охрой лицами, а еще о быках, которым эти люди поклонялись.
Сны не только подсказывают, но и предостерегают. Памятный случай произошел в Египте с тем же Масперо, которому явившийся во сне жрец велел прекратить работы. Ученый не внял предостережению, и в последующие дни ядовитые змеи покусали многих его сотрудников. В итоге четверо из них скончались.
Подобный же предостерегающий сон увидели в одну и ту же ночь два советских археолога (одинаковый у обоих!) во время раскопок на Урале в конце 1970-х годов. А наутро произошла трагедия: обвалилась насыпь, под которой велись работы, похоронив сразу целую бригаду.
Пророческие сны — не единственная странность, случающаяся в процессе археологических изысканий. Бывает, археологи видят, особенно в сумерках, некие призрачные фигуры и огни. Рассказывают и о необычных звуках, чаще всего звуках шагов, но без присутствия того, кто эти шаги производит. Например, в 1950-х годах в Монголии археологи одной из экспедиций до позднего вечера работали в вырытой яме и не раз слышали, как наверху ходит кто-то огромный. Грунт хрустел так, словно вокруг ямы прогуливалось существо весом со слона. Однако, когда люди вылезали наверх, звуки смолкали, и никого вокруг не наблюдалось. Спрятаться странному ходоку было негде — кругом простиралась совершенно открытая местность, просматривавшаяся на много километров. Но шаги-то слышали все члены экспедиции! Некоторые нарочно оставались в яме до темноты, чтобы в очередной раз подтвердить наличие феномена, объяснение которому так и не нашлось.
Помимо шагов на раскопках древних кладбищ часто слышатся «бормочущие голоса». Явление это известно еще с древности. Чаще всего оно возникает в глубоких ущельях, глухих чащобах, пещерах. Места, где звучали голоса, в эпоху античности слыли святынями, а если в невнятном бормотании можно было разобрать слова, то они воспринимались как пророчества. Так в Греции появился когда-то знаменитый Дельфийский Оракул.
У древних славян бормочущие голоса предвещали чью-то скорую смерть и указывали на присутствие нечистой силы. Известен случай, произошедший с археологами в Украине, когда подобный голос зазвучал после вскрытия одного из захоронений. И он не затихал, пока могилу снова не зарыли. Во время раскопок в Поволжье странные голоса, раздававшиеся на рассвете, произносили отдельные слова на непонятном языке. Позже участники раскопок выяснили, что эти незнакомые слова — из языка древних булгар, которые когда-то жили в этих местах.
Среди археологов ходят рассказы и о загадочных «невидимках». Одно такое происшествие, подтвержденное несколькими десятками свидетелей, случилось на раскопках языческого капища в Новгородской области. В ясную безветренную погоду между людьми стал носиться какой-то странный ветер — локальный, как смерч, и перемещающийся в разных направлениях. Однако никакого гула при этом не слышалось, был только шорох, по которому определялось направление движения воздуха. Как будто какое-то большое невидимое существо носилось взад-вперед среди членов экспедиции.
При раскопках древнего храма на Алтае подобные воздушные порывы были столь сильны, что походили на беззвучную ударную волну. Они опрокидывали людей и тяжелые предметы, извлеченные археологами из могил.
Во время раскопок часто страдает психика людей. В 1970-х годах группу археологов, раскапывавших древние аланские могильники на Северном Кавказе, внезапно и совершенно беспричинно охватил такой ужас, что они, бросив все, полезли на деревья и просидели там до утра. С рассветом чувство тревоги уменьшилось, но работы все равно вскоре пришлось свернуть из-за ухудшившегося психического состояния членов экспедиции.
Нечто подобное произошло в Архангельской области, когда археологи-любители стали расчищать древний лабиринт. На них напал страх, умноженный на манию преследования. Люди, знавшие друг друга много лет, без всяких на то причин начали вдруг подозревать товарищей в злых умыслах. К вечеру страх усилился до того, что участники экспедиции ушли прочь от зловещего места, словно их кто-то погнал оттуда.
Археологи иногда находят захоронения людей лицом вниз. Тщательное исследование исторических корней этого феномена показало, что лицом вниз хоронили тех людей, которых не уважали и хотели унизить даже после смерти.
Игорю М. из Новосибирска в середине 1990-х годов довелось принимать участие в экспедиции на Алтай, занимавшейся раскопками скифских курганов. В состав его группы входил молодой аспирант, который относился к экспедиции как к некой увеселительной прогулке. Археологи, по опыту знавшие, насколько необходимо уважительно относиться к захоронениям, не раз делали парню замечания за то, что тот позволял себе весьма фривольно обращаться с артефактами. Так, к примеру, он мог жонглировать найденными человеческими костями или наряжать скелеты в шутовские наряды, развлекая этим работавших с ним бок о бок сокурсниц. Но в один из дней, оступившись буквально на ровном месте, аспирант упал в глубокий раскоп и повредил позвоночник. Травма оказалась настолько серьезной, что молодой человек навсегда остался инвалидом.
К аномальным происшествиям на раскопках можно отнести и моменты кратковременной утраты памяти, или, как это называется в медицине, ретроградной амнезии. Человек во время разговора вдруг умолкал и начинал недоуменно оглядываться по сторонам. При расспросах выяснялось, что он не помнил ничего из случившегося с ним в последние пять—тридцать минут, а иногда и за несколько часов. Что-то подобное нередко бывает при сотрясении мозга. Но здесь у человека травмы отсутствовали, он не падал и не ударялся головой. По некоторым сведениям, внезапные беспричинные амнезии нередко случались у рабочих, которые вели раскопки в египетской Долине царей.
Подобных историй любой археолог расскажет не один десяток, особенно вечером у костра, после полевых работ. Некоторые байки могут быть совершенно фантастичными. Например, такая: два копателя нашли в лесу старое кладбище и, в надежде поживиться чем-нибудь ценным, начали вскрывать могилы. К вечеру друзья собрались уходить, как вдруг воздух вокруг них заклубился и небо посветлело. Оглядевшись, они изумились. Опушка леса, на которой они очутились, была им совершенно незнакома. К тому же стоял день, а не вечер. Из избы, которая оказалась поблизости, вышла старомодно одетая молодая женщина с бусами на груди и, улыбаясь, позвала копателей в дом. Те приняли приглашение. Хозяйка поставила на стол еду, разговорилась с гостями. Расспрашивая ее о ближайших населенных пунктах, друзья скоро убедились, что она даже названий таких не знает. Один из гостей, предчувствуя недоброе, решил пойти поискать дорогу. Но, как только он вышел из дома, снова что-то произошло с воздухом, и копатель очутился на том же старом кладбище. Его приятеля, который остался в избе, нигде не было видно, как не было видно жилища и его хозяйки. Зато рядом раздавались глухие стоны, словно доносившиеся из-под земли. Копатель пригляделся. Земля на одной из еще не раскопанных могил шевелилась. Из нее, похоже, кто-то пытался выбраться. Узнав голос, незадачливый археолог начал лихорадочно копать и вскоре обнаружил своего друга. Тот неизвестно как очутился в могиле и едва не задохнулся в ней. В той же могиле лежал древний рассохшийся труп. При скудном вечернем свете приятели рассмотрели на останках бусы — точно такие же, какие были на хозяйке избы!