Гипноз противопоказан при умственной отсталости, наркомании, шизофрении или иных острых реактивных состояниях, а также при острых соматических заболеваниях, таких, например, как инфаркт миокарда, инфекции в сочетании с высокой температурой, острый аппендицит. При наличии в медицинской карточке отметок о подобных случаях использование гипноза строго запрещено и может иметь крайне негативные последствия. Не рекомендован гипноз при гипертонических и гипотонических кризах, сердечно-сосудистой недостаточности, кровотечениях и недоверии к гипнологу. При всех других заболеваниях гипноз может вполне служить основным или же вспомогательным средством лечения.
Григорий Распутин родился в 1869 году в сибирском селе Покровское Тюменского уезда Тобольской губернии в семье крестьянина Ефима Распутина. Хозяйство отца по тогдашним меркам было зажиточное: он имел большой участок пахотной земли и мельницу. О своей молодости сам Распутин позже говорил: «Много в обозах ходил, много ямщичил, и рыбу ловил, и пашню пахал…»
Гипнотические установки могут выполняться пациентом не только во время сеанса гипноза, но и после. Для того чтобы постгипнотические действия пациента осуществились, гипнотизеру нужно в канву своего гипнотического внушения включить так называемое постгипнотическое внушение, где указать вид (что сделать) и время выполнения действия.
Гипнотизер обычно эксплуатирует ваше желание выглядеть достойно. Поэтому не бойтесь показаться плохим, сказав, например: «Боюсь, ты сильно преувеличиваешь мои достоинства (щедрость, возможности, способности)». Эти слова освобождают вас от оков и позволяют задействовать защитные приемы.
Как показывает практика, современный гипнотизер обладает немалым преимуществом, так как у него есть возможность подготовиться к воздействию на человека и ему принадлежит право сделать первым ход. Но не следует думать, что предполагаемая жертва гипноза совсем уж беззащитна. Внезапность, высокий темп, спланированное выгодное распределение позиций, применяемые гипнотизером, — все это дает возможность человеку вовремя распознать угрозу и нейтрализовать ее. Гипнотическое воздействие — это своего рода искусство, искусство влияния на людей. А искусство разрушить достаточно легко, используя соответствующую технику. Техникой же всегда овладеть значительно легче, чем обучиться искусству. Поэтому изучение гипнотического воздействия дает больше преимуществ человеку, а не гипнотизеру.
В какой мере гипнотизер может изменять свое поведение, находясь лицом к лицу с пациентом? Существенные, глубокие изменения вряд ли возможны, но поверхностно, в плане «видимого», гипнотизер может варьировать поведение в определенных пределах и, оставаясь одинаково доброжелательным, быть более или менее властным или либеральным, в большей или меньшей степени тяготеть к отцовскому или материнскому образу.
Психосоматические заболевания — это такие заболевания, причины которых кроются в психике, а последствия отражаются в «соме», то есть в теле. По данным различных исследований, 40—90 % всех заболеваний можно отнести к психосоматическим. Официальные данные ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) — 38—42 %, а известный итальянский ученый-практик, специализирующийся на лечении психосоматических заболеваний, Антонио Менегетти утверждает, что в жизни практически все — психосоматика.
Внешность доктора также была примечательна — сильный и рослый от природы, с возрастом он стал тучным, вес его доходил до 180 кг, и в обеденном столе пришлось сделать полукруглую выемку для его живота.
Открытие Хилгардом гипнотической диссоциации произошло в ходе любопытного эксперимента. Во время гипнотического сеанса в присутствии своих учеников Хилгард внушил подопытному, что он ничего не слышит, а затем начал демонстрировать студентам абсолютную глухоту человека, отсутствие у него какой-либо реакции на вопросы, насмешки и даже на резкие звуки. Один из студентов спросил Хилгарда, может ли этот человек слышать каким-либо другим органом тела, и ученый решил продемонстрировать отрицательный ответ на этот вопрос.