Как показывает практика, в большинстве случаев гипнотизер, натолкнувшись на пассивную защиту, прекращает попытки гипнотического воздействия. Ведь его главное преимущество — в стремительности натиска, неожиданности, выборе момента, когда у человека нет времени сообразить, как выйти из положения. За время до повторения гипнотизером посягательства человек может, во-первых, подготовить наилучший ответ, во-вторых, понять истинную цель гипнотизера и изменить заготовленное им распределение ролей. Но для более агрессивных гипнотизеров существуют активные методы защиты. Главное в них — психологический настрой. Не следует стесняться сказать (или дать понять) то, что думаете, чего опасаетесь.
Гипнотизер обычно эксплуатирует ваше желание выглядеть достойно. Поэтому не бойтесь показаться плохим, сказав, например: «Боюсь, ты сильно преувеличиваешь мои достоинства (щедрость, возможности, способности)». Эти слова освобождают вас от оков и позволяют задействовать защитные приемы.
Активная защита применяется во всех случаях, за исключением тех, когда человек находится в зависимости (служебной, материальной, родственной и т. д.) от манипулятора. Если пассивная защита имеет целью остановить гипнотизера, то активная — разоблачить его.
Дело в том, что гипнотическое воздействие является конфликтогеном, поскольку может привести к конфликту, а активная защита в этом случае становится встречным конфликтогеном, не уступающим, а то и превосходящим по силе действие гипнотизера. По закону эскалации конфликтогенов гипнотизер (сразу или позднее) ответит конфликтогеном еще более сильным, что в итоге приведет к открытому конфликту, в чем зависимая сторона обычно не заинтересована. Ведь кроме случаев прямой зависимости, есть еще и другие факторы: наше воспитание, привычки соблюдать определенные нормы общения, в частности избегать высказываний, которые могут обидеть собеседника. Вследствие этого воспитанному, интеллигентному человеку психологически намного труднее решиться на активные методы защиты от гипноза.
В принципе, приемы активной защиты достаточно просты, их не так много. Основной из них заключается в том, чтобы прямо, не стесняясь, сказать, что вас беспокоит, или попросить разъяснения: «К чему вы клоните?», «Скажите прямо, чего вы хотите?» Одна из главных задач данного вида защиты — сделать тайное (то есть намерения гипнотизера) явным.
Данный метод разрушает сценарий гипнотизера, но практически не наносит ему вреда. Потенциальная жертва удовлетворяется тем, что она не пострадала, а гипнотизер понимает, что своей цели он уже не достигнет. Впрочем, некоторые гипнотизеры бывают этим очень раздосадованы, поэтому данный метод активной защиты можно рассматривать как конфликтоген, хотя и довольно слабый.
Следующий метод активной защиты представляет собой ответный гипноз, применяемый потенциальной жертвой. Это очень эффективный метод, так как здесь используются обстоятельства, созданные первоначальными действиями гипнотизера.
Что же при этом происходит? Прежде всего, гипнотизируемый делает вид, будто не понимает, что его пытаются загипнотизировать. Затем он начинает свою игру, завершая ее демонстрацией гипнотизеру своего психологического превосходства. По сути, это психологический удар, приводящий к поражению гипнотизера.
Но существует и еще один способ. Иногда, чувствуя, что вас пытаются загипнотизировать, можно и поддаться гипнозу. Это целесообразно, когда ущерб от гипноза меньший, чем от ухудшения отношений с гипнотизером, или когда знаешь, как и какими действиями можно компенсировать свой проигрыш от гипнотического воздействия.
Так нередко случается, например, при взаимоотношениях подчиненных с руководителями и вообще в ситуациях зависимости человека от гипнотизера. Надо сказать, что скрытое управление, осуществляемое руководителем, если оно достаточно искусно выстроено, приносит подчиненному меньше моральных издержек, нежели прямое командование.
С другой стороны, плохие отношения, маскируемые внешним участием, заботой, — благодатная почва для гипнотизеров. Поэтому иногда полезнее обнажить истинные отношения, и тот, кто не побоялся это сделать, получает психологическое преимущество.