Один из самых известных оракулов древности находился в Греции, в храме Аполлона, на склоне горы Парнас в местечке Дельфы. Это был не единственный оракул античного мира. Известны и другие храмы, где занимались прорицанием: на Афоне, на территории современной Турции и даже России, где в пещере недалеко от Анапы, а вернее, тогдашнего древнегреческого полиса Горгиппия, находился второй по значению оракул. Но ни один не мог сравниться по силе с Дельфийским.
Во времена титанов считалось, что изначально оракул принадлежал богине Земли Гее, охранялся ее сыном, драконом Пифоном; само место называлось Пифо, а первым медиумом была нимфа Дафна. По другой версии, прорицателем был сам Пифон. От Геи оракул перешел к ее дочери Фемиде, а затем к ее сестре Фебе.
С внука Фебы, Аполлона, начинается новый виток истории Дельфийского оракула, но это уже была эра богов Олимпа во главе с Зевсом — тех, что победили титанов.
Обучившись искусству прорицания у Пана, Аполлон появился в Пифо, убил Пифона и подчинил оракула себе. После битвы он ссыпал пепел дракона в саркофаг, поместив его в место прорицания. Не исключено, что Дельфийский оракул являлся духом самого Пифона.
Аполлон тем временем отправился на поиски жрецов и нашел их на корабле, идущем с Крита. Превратившись в дельфина, он околдовал моряков и привел в прибрежный город Крису, где предстал в своем божественном облике, посвятив их в будущую миссию.
С тех пор источником прорицаний считается сам Аполлон, а оракул выступает как посредник между ним и людьми. Иногда оракул отождествляется и с самим Аполлоном.
Считается, что первый восковой храм был принесен пчелами из страны гипербореев, а все последующие делались по его образцу. Мифическая Гиперборея — место обитания блаженного народа — считалась тесно связанной с Аполлоном. Он проводил в ней зимние месяцы, улетая туда в колеснице, запряженной лебедями. Ну а название «Дельфийский», по одной из версий, возникло в честь образа дельфина, в котором Аполлон явился морякам.
Современные раскопки показали, что район Касталийского ущелья, в котором расположены Дельфы, был заселен со ІІ тысячелетия до нашей эры. А культ Аполлона сформировался в 1000 г. до н. э.
Первые храмы делались из древесины лавра, пчелиного воска и крыльев, из меди и камня. Близкий к современному каменный храм был построен только в VII в. до н. э., он несколько раз разрушался и восстанавливался после пожаров и землетрясений. Современные руины остались от храма, сооруженного уже в 369—339 гг. до н. э.
Максимальный расцвет Дельфийского оракула приходится на VII—V вв. до н. э. В это время ни один важный вопрос личной и государственной жизни не решался без обращения к оракулу. Ну а защиту невероятно богатого храма гарантировал союз со Спартой. И все же храм неоднократно грабили, сжигали, а затем восстанавливали снова и снова. Окончательно его закрыли при императоре Феодосии (391 г. н. э.), во время централизованной христианизации Римской империи.
До наших дней сохранились свидетельства с описанием процесса прорицания. Особенно преуспел знаменитый биограф и писатель Плутарх, который сам был дельфийским священником и знал о прорицаниях не понаслышке. Из других известных имен можно назвать философа Платона, историков Плиния и Диодора, поэтов Эсхила и Цицерона, географа Страбона.
Как показали исследования под храмом Аполлона, где происходило гадание, находится пересечение двух геологических разломов — Дельфийского и Кернского, по которому и проходит линия источников. Сейчас этот разлом скрыт обломками осыпавшихся горных пород и древними террасами, но именно эта зона находилась под местом прорицания и называлась адитон.
Внутренняя его часть была недоступна для вопрошающих. Там располагались золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, священный источник, мраморный белый фаллический символ Омфалос с двумя золотыми орлами, а под ним скрывался саркофаг с пеплом Пифона.
В середине из расщелины в скале поднимались грунтовые газы, рядом с расщелиной стоял золотой треножник с котлом, на котором сидела пифия. Вдыхая выходящую из трещины пневму (газы), она и входила в трансовое состояние.
По Плутарху, Аполлон, или оракул, уподоблялся музыканту, пифия — инструменту, пневма — медиатору. При этом он подчеркивал, что пневма только создает условия для пророчества. Основную же роль играют подготовка и очищение пифии, в том числе сексуальное воздержание и голодание. Первоначально у Дельфийского оракула пифиями были юные девственницы. Они должны были вести очень строгий образ жизни, соблюдать телесную и духовную чистоту, целибат, поститься перед вхождением в транс. Но после того как одна из пифий влюбилась и убежала с местным царем, приехавшим за прорицанием, этот порядок изменили. В пифии стали брать пожилых женщин. До этого они могли быть замужем и даже иметь детей, но, став пифиями, должны были соблюдать строгий целибат, пост и другие правила чистоты.
Плутарх описывает, что пневма издавала запах, напоминающий аромат духов, поднималась в виде газа и растворялась в воде. При этом в закрытом пространстве адитона, где сидела пифия, ее было в избытке.
В наши дни химический анализ воды из источников над Кернским разломом показал, что в воде присутствуют такие газы, как метан, этан и этилен. Наиболее выраженным галлюциногенным действием обладает этилен. Он имеет сладковатый запах, что согласуется с рассказом Плутарха.
Сейчас доступ на территорию храма Аполлона закрыт, указания на расположение адитона можно найти, только проведя по-настоящему детективное рассладование.
Проход к Кастальскому источнику закрыт якобы из-за падающих со скал камней. Но, однако, он огрожен несколькими рядами изгороди, включая колючую проволоку, а сама территория выглядит загадочно ухоженной. В прошлом году там даже установили грунтовую подсветку. Значит, кого-то пускают? Как тут не вспомнить про конспирологию, глобализацию и новый мировой порядок. По-видимому, все важнейшие магические раритеты изымаются из обращения и становятся доступны только теневой элите. Обычным же посетителям открыт доступ к нижнему бассейну, куда стекала вода из места омовения пифий и других участников прорицания. Правда, он почти пересох, только бьет из стены маленьким фонтанчиком струйка воды Кастальского источника. В древности тут была первая остановка паломников в храм Аполлона, где они должны были вымыть волосы, а отягощенные убийством — омыть все тело.
Уникальная энергия Кастальского источника потрясает. С помощью компьютерного виртуального оракула, интереснейшей и, конечно, непризнанной разработки, было проведено сканирование и получена схема его архетипа. В середине скана явно виден фрактальный фаллический архетип, окруженный подковообразной аркой — символом женского начала. А в самом центре — выпуклый многогранник с треугольными и квадратными гранями. Квадрат — символ Земли, связанной с самим основанием оракула; треугольник — один из символов Аполлона, мужской и женской духовной энергии, в зависимости от ориентации вершины, и, конечно, одна из ассоциаций с Платоном, исследователем психоэнергетики многогранников.
Храм Аполлона располагался на высоте около семисот метров на склоне Парнаса. Скальные откосы с тыльной стороны комплекса удивительно напоминают магические зеркала. Впереди обрыв, а вдалеке виднеется морской залив. Сегодня сохранились только фундамент и несколько колонн. В древности на фронтоне были начертаны изречения семи мудрецов: «Познай самого себя», «Ничего сверх меры» и загадочное изображение буквы «Е». Деревянное изображение буквы было приношением семи мудрецов, потом его заменили на золотое. О ее значении спорят до сих пор.
Немного ниже храма расположен Омфалос, обозначающий центр Земли. В реальности — центр древнегреческой Ойкумены.
В самом начале традиции прорицания давались только раз в году, в день рождения Аполлона. Считалось, что именно в этот день он возвращался от гипербореев. Но число клиентов росло, а это обычно были цари, люди не бедные. И с VI в. до н. э. прорицания стали проводить по седьмым числам каждого месяца, за исключением трех зимних, когда Аполлон отправлялся в Гиперборею. Храм богател, прорицание стоило очень дорого, и со временем их стали уже проводить ежедневно, кроме нечистых дней.
Плутарх пишет, что однажды жрецы заставили пифию работать в такой нечистый день. Он сам видел, как она против желания спустилась в адитон, внезапно пронзительно закричала и, кинувшись к выходу, упала без сознания, а через несколько дней умерла. Кроме того, пифия обычно отказывалась прорицать оскверненному человеку, преступнику.
Перед пророчеством пифия, жрец и клиент очищались. Для этого они шли по тропе вдоль скалы до Кастальского источника, где и происходило омовение. Вернувшись в храм, пифия, облачившись в золототканую одежду и распустив волосы, надевала на голову венок из лавровых ветвей и спускалась в адитон.
После получения вопроса от клиента пифия готовилась к ритуалу предсказания: жевала листья священного лавра, пила воду из священного источника, затем садилась на золотой треножник, помещенный над расщелиной, и вдыхала испарения.
При этом пифия часто впадала в экстаз, произносила неясные отдельные фразы и бормотания, которые записывали и истолковывали жрецы храма. Ответ обычно облекали в поэтическую, иносказательную форму.
До наших дней дошло много примеров пророчеств Дельфийского оракула. Из наиболее важных можно отметить предсказание победы Афин над персами в битве при Марафоне. Пророчество о приходе Иисуса Христа. Известно, что оракул предсказал царю Эдипу убийство отца и женитьбу на матери.
Показательная история о пророчестве связана со знаменитым царем Лидии Крезом (595—546 гг. до н. э.). Даже до наших дней дожила поговорка «богат как Крез». И действительно, он стал фантастически богатым благодаря завоевательным походам. Но жадность, как известно, не знает пределов, и Крез решил покорить Персию.
Перед началом войны он отправился в Дельфы с богатыми дарами. Его вопрос звучал примерно так: «Что будет, если я пойду войной на персов?» Ответ пифии жрецы истолковали следующим образом: «Если Крез пойдет войной на Кира (тогдашний царь Персии), он сокрушит великое царство».
Крез обрадовался, решив, что ему предрекают успех. Пророчество действительно сбылось. Погибло большое царство, но только не Персия, а Лидия. После разгрома армии Креза оно стало частью Персии.
Кир сохранил жизнь Крезу, даже позволил послать послов в Дельфы. Те возложили на алтарь храма царские оковы и спросили: «Является ли у греческих богов обычным делом обманывать тех, кто приходит к ним за советом?» Ему ответили примерно в том духе, что сам виноват, так как не уточнил, о каком царстве шла речь в прорицании. Как сказали бы сегодня: каков вопрос — таков и ответ.